МУЗЕЙ АНТИКВАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ГАРДНЕР
ВСЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГАРДНЕР
(Франц Яковлевич Гарднер) - в XVIII веке, владелец фабрики, которая располагалась в небольшом селе Верболово (ныне Вербилки) Дмитровского уезда Московской губернии и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству лучшим европейским изделиям. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов России и Европы.
Великобританский поданный Френсис Джейкоп Гарднер - шотландец, который стал в России Францем Яковлевичем Гарднером, является основателем производства фарфора в подмосковных Вербилках. Франц Гарднер и его потомки, стали одними из самых успешных производителей фарфоровых изделий широкого спектра: посуда, предметы быта и интерьера, коллекционные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства. С именем Гарднера связаны лучшие страницы возникновения и расцвета фарфорового производства в России во второй половине XVIII в.
Свои первые рецепты и познания в технологии производства керамики, Гарднер получил от Андрея Афанасьевича Гребенщикова, одного из братьев Гребенщиковых, которые в 1747 г. наладили производство фарфора из гжельских глин на первой майоликовой мануфактуре в Москве, основанной в 1724 году их отцом купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым. Секреты изготовления фарфора Гарднер получил в 1754 году, взамен поручительства по долгам Андрей Гребенщикова.
В 1766 г. Франц Гарднер покупает у князя Николая Васильевича Урусова сельцо Верболово с прилегающими землями (более 1000 десятин), расположенными недалеко от впадения в реку Дубна притока Якоть. Дмитровская земля для строительства фарфоровой фабрики была выбрана не случайно, в 35 км от Вербилок в Яхроме производились торфяные кирпичи (брикеты), которые изготавливались на кирпичном заводе известных местных предпринимателей Ляминых. Торфяные кирпичи стали топливом для печей обжига фарфора Фабрики Гарднера. В 1767 году были закончены строительные и организационные работы по обеспечению технологического процесса и серийного производства изделий. Франц Гарднер имел амбиционные планы и стремился к тому, чтобы его производство не уступало ни по качеству изделий, ни по их популярности в России знаменитому мейсенскому фарфору. В течение 10 лет Гарднеру удается достичь и того, и другого, и даже больше.
Штучные изделия высокого качества и художественного исполнения Франца Гарднера, имеют признание при дворе Екатерины II, среди вельмож и аристократов России. На фабрике налажен массовый выпуск повседневной посуды и мелкой фарфоровой пластики для купцов, мещан и обывателей. После смерти в 1796 году, фабрика Франца Гарднера переходит в управление его сыновьям и вдовы, которые преодолевая трудности разного порядка сохраняют фабрику и статус ее изделий. Благодаря трудам братьев Александра, Петра и Николая гарднеровский фарфор, несмотря на появление к этому времени иных частных фарфоровых фабрик, продолжают быть объектами внимания покупателей своим изяществом и качеством. Изделия отражают как передовые европейские тенденции, так и свои национальные особенности, становятся объектом для подражания у конкурентов.
Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 г., учитывая национальный и патриотический подъем народного духа, на фабрике стали изготовляться предметы сервировки стола и частные коллекции с портретами героев войны и батальными сценами. В последствии, также пользовались популярностью и так называемые "именные чашки", выполненные по индивидуальным заказам, и поэтому весьма разнообразные по росписи: дворянские, княжеские, графские гербы и короны, монограммы, орнаменты и пр. В 1820-х годах начинается выпуск статуэток, которые становятся популярным украшением в домах. Декоративная выразительность статуэток достигалась наличием мелких деталей и росписи. Например, выпускались фигурки "Франтов" и "Франтих", одетых по последней моде тех лет. Также изготавливались различные изделия малой пластики - фигурки в жанровых и бытовых сценках. В 50-е годы приобрели популярность фигурки из бисквитного фарфора, то есть прошедшие только первичный обжиг. Изделия из него получаются более пористыми и тяжелыми, но прочными и напоминающими мраморные. В это время, общее увлечение романтизмом привели к появлению статуэток в виде полуобнаженных женских фигурок. Фотографии одной из таких статуэток присутствуют на сайте "Музей антикварных предметов РФ" (экспонат № 1-1). Именно статуэтки Гарднера стали впоследствии для многих, желанными приобретениями и ценными предметами коллекционирования.
Нижа дается портрет Франца Яковлевича Гарднера и фотография гарднеровского чайного сервиза 1775 г. росписи Иоахима Кестнера, посвященного победе русского оружия в русско-турецкой войне 1768–1774 годов и преподнесенный, по легенде, императрице Екатерине II (хранится в Русском музее).