МУЗЕЙ АНТИКВАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ФАРФОР

ВСЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ



ФАРФОР - вид керамики высокой плотности, получаемой путем обжига (более 1000°C) смеси каолина, кварца, полевого шпата и особых видов глины. В готовом виде фарфор непроницаем для воды и воздуха, в тонком слое просвечивается. При легком ударе, изделие из фарфора выдает высокий и чистый звук, тон которого зависит от формы и толщины предмета. В русский язык слово "фарфор" пришло из персидского языка, в английском варианте фарфор – это порцелан (порцелин).

В зависимости от состава смеси, из которой изготавливается фарфор, он делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.

Самым твёрдым и самым ценным фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы (обожжённая мука из костей животных). Изделия из костяного фарфора отличаются чистотой цвета, прочностью, легкостью, просвечиваемостью. Изготовление изделий из костяного фарфора требует особой тщательности, так как незапечённые заготовки очень хрупки и легко могут быть повреждены. В современном производстве фосфат кальция, который и является основой костяной золы, заменяют с органического на синтетический. По внешнему виду изделия невозможно определить, какое сырье было использовано при производстве, поэтому получаемый таким образом фарфор сохраняет своё название.

Фарфор разделяется на глазурованный и не покрытый глазурью фарфор, который называется бисквитом. Бисквит – это белый или в оттенках серого, матовый пористый фарфор, у которого слегка шероховатая поверхность. Бисквит похож на мрамор, поэтому его часто используется для изготовления статуэток, бюстов, кукол и других декоративных предметов, как правило неокрашенных. Глазурованный фарфор, как следует из названия, это фарфор покрытый глазурью. Глазурь, это стекловидное покрытие, которое повышает практичность изделия, обеспечивает ровную гладкую поверхность. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми.

Большинство фарфоровых изделий декоративного и бытового использования имею роспись, которая разделяется подглазурную и надглазурную. В первом случае краски наносятся на обожженный фарфор, после чего фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу. Надглазурная роспись наносится на фарфор, покрытый глазурью и имеющий обычно белую гладкую поверхность. После росписи изделие подвергается обжигу, во время которого, происходит сплавление красок с глазурью. Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия, поэтому она менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре.

Родиной фарфора считается Китай. Азиатский фарфор из Китая, Монголии, Вьетнама, Кореи поставлялся в Европу, имел большую стоимость и являлся предметом роскоши. Рецепт приготовления фарфора был строго охраняемой тайной, поэтому технологию производства фарфора, состав и пропорции его ингредиентов, европейским производителям пришлось открывать заново. В первой половине XVIII века, фарфор высокого качества, начинают изготавливать в Германии, Франции, России, Англии.

В России рецепт фарфора, в том числе рецепт костяного фарфора были изобретены самостоятельно. Первое русское производство фарфоровых изделий появляется во времена правления Елизаветы Петровны - дочери Петра I. Родоначальником производства фарфоровых изделий в России стал сподвижник Михаила Васильевича Ломоносова - Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758 гг), которому удалось раскрыть технологические секреты производства твердого фарфора из гжельской глины. Невская придворная порцелиновая мануфактура, на которой работал Д. И. Виноградов, со временем стала Императорским фарфоровым заводом (основан в 1744 г). Изобретенный Виноградовым фарфор, быстро завоевывает популярность и начинает соперничать с изделиями Мейсена и Севра. В музеях хранится всего 9 изделий с авторской маркой Д. И. Виноградова, в том числе, изготовленный Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны фарфоровый сервиз, названный "Собственный". Начиная с середины XVIII века, русский фарфор начинает постепенно вытеснять фарфоровые изделия зарубежных производителей в самой России, и со временем становится одним из экспортных промышленных товаров Российской Империи. Русский фарфор конца XIX века – начала XX века, является одним из основных направлений коллекционирования. В настоящее время в России, фарфор выпускается на двух десятках предприятий, которые продолжают традиции русского и советского фарфора.

Ниже представлены изображения: предметы (тарелка, сухарница, солонка и ложка) из первого русского фарфорового сервиза на 50 персон с названием "Собственный" (1756 г); чайная пара русского костяного фарфора начала ХХ века; Статуэтка Гарднера "Крестьянка кормящая младенца" (1880-1890 гг); авторская фарфоровая кукла, созданная в Германии в 2004 году; современная продукция Императорского фарфорового завода.